Anatalis - непростая неруSƧкая небаба (anatalis) wrote,
Anatalis - непростая неруSƧкая небаба
anatalis

Categories:

Так "было или не было"?

Александр Пенн и Хана Ровина


вердикт: лучше посмотрите фильм, если не можете - хотя бы спектакль.

В театр вообще хорошо ходить, где еще больше самого спектакля, особенно радуют реплики израильских по-детски непосредственных восприимчивых зрителей. Их особенно стоит слушать и ни за что не пропускать.

Есть в израильской театральной критике странный момент - она всегда хорошая и восторженная, как-будто сам факт постановки спектакля уже великое достижение. Буду рада, соверешнно искренне, если меня кто-нибудь переубедит, потому что тошнит от "сахарина".

Даже если бы сам спектакль был дейтвительно достойным фильма,
самое плохое, что мог сделать спектакль он уже сделал - замечательный редкий для молодого Израиля исторический художественный фильм режиссерского дуэта Лины и Славы Чаплиных "Было или не было" о страстной трагической любви поэта-коммуниста Александра Пэнна и знаменитой театральной примадонны Ханны Ровиной, появляется лишь с 5-ой страницы Гугля, а кадры из фильма вообще мне найти не удалось!! Зато по всюду фотографии спектакля.

В основу сюжета фильма по сценарию Алоны Кимхи и Эдны Мази легли события разворачивающиеся в модных кафе Тель-Авива 30-х годов, где собирается художественная богема, будущие классики израильской литературы в основном – выходцы из России. В фильме и спектакле оживают названия улиц: там Хаим Нахман Бялик, уже признанный классик не на шутку ссорится с Шилонским о будущем израильской поэзии, а Александра Пенна, не хотят печатать по политическим причинам, потому что его любовная лирика оскорбляет Иерусалим (какие свежие проблемы? :))

Евгения Додина воплощает в кинокартине образ 40-летней звезды Национального театра. Додина часто грешит или "грешит" игрой на срыве самоей себя. В случае с ролью Ханы Ровиной, этого было предостаточно.

Роль Александра Пэнна исполняет молодой актер Цак Бергман.

В 2003 году фильм «Было или не было» стал обладателем главной премии Израильской киноакадемии как лучший телевизионный фильм 2003 года. В 2005, Евгения Додина получила премию в категории «Лучшая актриса» на фестивале еврейского кино в Варшаве. Съемки фильма происходили на Флорентине, в "проклятом кафе" на ул. Уриэль А-Коста, где мы genys жили тогда, что конечно нам безумно приятно и ностальгично, но фильм мы полюбили не за это :).

вот тут богатый ссылками пост criblycrablybum про спектакль
.

Теперь и о спектакле.


Сценарий к спектаклю писался уже без Алоны Кимхи. Не знаю, насколько это связано, но спектакль уже не так трогает. Драма, трагедия, которая как правило именно в театре может заявить о себе в полный голос, почему-то шепчет. Вобщем-то не совсем понятно, почему же именно Ровина решает бросить Пенна. Появляющаяся на сцене как театральное ружье, медсестра - никак не выстреливает. Неискушенный зритель так и не поймет, что произошло и впечатлится от внезапного пафоса Ханны.

все, что можно сказать об этом спектакле сказал главный герой - сам Александр Пенн:
можно лично услышать и посмотреть в видео ynet.co.il .



На сцене слишком часто появляется первая дочь Александра Пенна, великовозрастная девица лет 12-ти, как с казала genys: "о Б-же, у нее грудь!", которая по сценарию должна в детский сад ходить (!), а в конце спектакля и вовсе поет знаменитую песню Пенна "Откровение" ("וידוי") взрослым голосом, который породил шелест шепота по залу "это она поет?" В жизни эту песню действительно спела его дочь, младшая, дочь Пенна и Ровиной, Илана. А потом перепели Йудит Равиц и Марина Максимилиан Блюмин. Непонятно, зачем это надо было: если бы девочка была гениальным вундеркиндом, которого хотели использовать для спектакля - ладно, фиг с ним, но это не так! Великовозрастная девица с тряпичной куклой мне невыносимо напоминала набоковскую проститутку, которую в отчаянии посещал бедный Г.Гумберт. Ее ненужность на сцене привела моего наивного зрителя к ошибочной догадке, дескать, это и есть та самая Илана, знаменитая израильская певица дочка Пенна. На самом же деле в спектакле мы лишь наблюдаем рождение Иланы, их общей дочки с Ровиной.

Елена Яралова и Ихезкель Лазаров. Красавцы оба, обладающие всеми необходимыми данными, чтоб взорвать зал и не взорвавшие его. Как это грустно. У Яраловой со внешностью вамп ничего от вампа нет, что для жизни вобщем-то прекрасно, но для Ровиной никакуще. А у Лазарова ни копейки от мятущегося бунтаря, ищущего свой путь на Земле Обетованной опираясь на лирику Маяковского и Есенина. Хотя бы русский акцент ему бы оставили. Уж Лазаров, как "гешеровец", справился бы. Тот самый случай, когда визуальная схожеть с не решает ничего.

Не стану скрывать, у нас было предубеждение против Яраловой, как яркой по окрасу, но метафизически бесцветной ведущей програмы "Женская территория". У топая в красных плюшах, она, ведущая этой передачи изрекла: " я не дай Б-г, не феминистка", что я, подчеркиваю, у же стала забывать, благодаря ее успеху в Идиш-шпиль. Поэтому мы искренне надеялись открыть для себя новую Яралову, чего увы не произошло.

И все же атмосфера там была, спасибо постановщику. Сочетание декораций, кинопроекций, стихов и песен Пенна, музыкальная обработка и задействование хора - в стиле израильской постановки "Мастера и Маргариты", те счастливцы, кто успел ее посмотреть, поймут о чем я.


Немного хроники:
Хана Ровина с дочкой


Гениальная Ровина со взрослой дочкой, уже певицей Иланой Ровиной (похожа на Мерлин Монро, прада?:))
Александр Пенн с маленькой Иланой
(Илана даже не придет на похоры отца. Она назначит в этот день концерт.)


ПС: не жалею, что пошла на спектакль
и теперь еще больше ищу где бы прикупить все-таки один из моих самых любимых израильских фильмов.
ПС1: нашла рецензию от Кешет они прям- таки согласны со мной, а я согласна с тем, что они добавили .
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments