Anatalis - непростая неруSƧкая небаба (anatalis) wrote,
Anatalis - непростая неруSƧкая небаба
anatalis

Categories:

всем, кто всегда хотел знать, но не решался спросить: класификация феминизма

спасибо turtle_t

Стоит ознакомиться (или освежить в памяти) и обсудить.
***
Что такое феминизм?

Различные течения в феминизме показывают, что те, кто называет себя феминист(к)ами, подразумевают под этим множество значений. Как и в любом движении, в феминизме существуют разногласия как внутри каждой группы, так и между группами. Приведенный ниже анализ иллюстрирует различия в трактовке этого понятия, и в жизненных установках различных групп. Это не означает, что феминизм является раздробленным движением (хотя зачастую и выглядит таковым).


Большинство из приведенных ниже определений отражают американский уклон в феминизме. Кроме того, использовались конструкции феминизма, построенные Джаггаром и Ротенбергом, которые несмотря на свою незавершенность, достойны внимания читателей, пытающихся упорядочить различные школы феминистской мысли. Мы будем приветствовать и включать в наше исследование и анализ любую дополнительную информацию, поступающую из других стран и/или источников.

Определить различные типы феминизма – дело довольно хитрое. Широкий спектр замечаний, относящихся к большинству из описанных здесь типов, несомненно, вызовет путаницу и сложности при попытке дать "определение" феминизма. Своим существованием и целями, феминизм сопротивляется всем типам определений, и более корректно было бы говорить, что в нем присутствуют и динамично перемешиваются все оттенки вкусов.

Амазон-феминизм

АМФ посвящен созданию и воплощению в жизнь образа женщины-героя. Телосложение и подвиги женщин-атлетов находят отражение как в литературе и искусстве, так и в сексуальных отношениях, и в повседневной жизни.

АМФ, делающий упор на физическое равенство, является оппозицией сложившимся стереотипам гендерных ролей и дискриминации женщин, основанных на восприятии женщины как пассивного, беспомощного, слабосильного существа.

АМФ стремится опровергнуть такое восприятие и лелеет мечту о героическом женском единстве, проповедуя женщин-тяжелоатлетов, женщин-полководцев, женщин-солдат и т.д. [TG]

Анархо-феминизм

АНФ никогда не был широко распространенным движением, особенно в США, и вы не найдете большого количества публикаций о нем. Возможно, это обусловлено влиянием работ Эммы Голдман, использовавшей анархизм как базу для радикального феминизма, что (увы!) намного опережало ее время. Радикальный феминизм тратил много энергии на подготовку теоретического основания, с позиций которого он мог бы критиковать общество, не впадая в крайности Марксистской социалистической революции. Много энергии расходовалось также на попытки перескочить проблемы расизма и классового деления. Голдман удалось успешно преодолеть эти противоречия. Радикальная феминистка Аликс Шульман предоставила читателям возможность ознакомиться с работами и биографией Голдман, но ее движение не сохранилось. [GD]

Культурный феминизм

Культурный феминизм стал развиваться как движение после гибели радикального феминизма. Фактически, к КУФ примкнули многие члены радикального феминизма. Они принесли свое название "радикальный феминизм", и некоторые из последовательниц КУФ используют этот термин. (Джаггар и Ротенберг даже не считают КУФ отдельным от радикального феминизма направлением, но Эколз детально разбирает их отличия). Разница между ними достаточно четкая: в то время как радикальный феминизм был движением за трансформацию общества, КУФ отходит на позиции авангардизма, вместо того, чтобы строить женскую культуру. Некоторые попытки увенчались успехом, например, создание кризисных центров для жертв изнасилования, очень много последовательниц КУФ работают в общественных изданиях (но индивидуально, а не как часть общего движения). [JD]

Культурные феминистки могут время от времени выступать с заявлениями, звучащими ужасно по-викториански, вроде "женщины (биологически) добрее и нежнее, чем мужчины" и что-то в этом роде. (Поэтому, если бы лидерами были только женщины, то мы бы не знали войн). [СТМ]

У меня такие утверждения (что женщины по природе добрее и нежнее) ассоциировались с Сепаратистскими феминистками, которые как мне казалось, именно поэтому и не связываются с мужчинами. (Это мнение основано только на опыте моего личного общения с сепаратистками—я ничего не читал на эту тему). Я знал культурных феминисток, которые требовали от женщин учиться быть добрее и нежнее, но мне не попадался никто, кто бы утверждал, что они добрее по природе. [SJ]

Поскольку многие движения за социальные изменения в 60-е годы оказались раздробленными или кооптировали, людьми овладели пессимистические настроения по поводу вообще возможности социальных изменений. Многие из них обратились к построению альтернатив: поскольку доминирующее общество изменить невозможно, следует его избегать. Это, собственно, и привело к превращению радикального феминизма в КУФ. Отказ от изменения существующего общества объяснялся (возможно, оправданно) усилиями, которые необходимо приложить на построение альтернативного.

Оправданием КУФ был биологический детерминизм. Это оправдание было детально разработано и основывалось на утверждениях, позаимствованных из ужасно неудачных книг, типа «Первый секс» Элизабет Гоулд Дэвис и «Природа совершенной Женщины» Эшли Монтегю. Таким образом, заявления типа «женщины по природе добрее и нежнее» остаются основным базисом КУФ. Подобная концепция, излагаемая некоторыми представительницами КУФ, заключается в том, что хотя половые отличия (в социальном смысле) могут и не быть предопределены биологически, они столь же закостенелы, сколь и неподатливы. Между альтернативными построениями и идеологией биологического детерминизма (или социальной неподатливости) нет существенной связи. SJ по-видимому сталкивался с альтернативными строителями, не принимавшими теорию биологического детерминизма, и, как мне кажется, это добрый знак. [JD]

Я хотела бы уточнить, что Эшли Монтегю был мужчиной, и его книга вышла в 1952 году. Поэтому мне не верится, что она родилась как часть сепаратистского движения 60-х. Хотя она и может быть ужасно неудачной. Я ее еще не читала. [СТМ]

Эротический феминизм

К aк движение ЭРФ зародился в Германии во время правления Отто фон Бисмарка. Девизом его правления служили слова "Кровь и железо": Это было общество, с супермужественными мужчинами, гордое патриархальной силой. Некоторые женщины восстали против этого, став ЖЕНЩИНАМИ. Эротизм приобрел философское, созидательное, жизнетворное значение. [RG]

Эко-феминизм

Эта ветвь феминизма по своей природе носит скорее духовный оттенок, нежели политический или теоретический. ЭКФ считает, что вследствие принципа силы, лежащего в основе патриархально-иерархического общества, это общество будет продолжать эксплуатировать свои ресурсы, невзирая на дальнейшие последствия. При этом прослеживаются параллели между отношением такого общества к окружающей среде, животным, ресурсам и его отношением к женщинам. Своим сопротивлением патриархальной культуре эко-феминистки выражают также свой протест против разграбления и разрушения Земли. [СТМ]

В действительности ЭКФ можно определить как расширенное социальное самосознание, в которое включены некоторые наблюдения радикального и культурного феминизма, прослеживающие аналогии между эксплуатацией женщин и эксплуатацией Земли. Остальные "эко-феминистки" ориентируются на различные варианты социализма. Европейские движения Зеленых проделали большую работу, формулируя расширенные на окружающую среду социальные установки феминизма. И хотя первоначально Зеленые движения не рассматривались как часть ЭКФ, сейчас они признаны его жизненно важным компонентом. [JD]

(Как мне точно известно, пара феминистских групп, включая NOW – Новые Возможности для Женщин – присоединились к партиям Зеленых. [СТМ]

Феминизм и цветные женщины

Белл Хукс пишет о "воинствующих белых женщинах, которые себя называют радикальные феминистки", но Хукс приклеивает им ярлык "реакционные" (имея в виду культурный феминизм). Ее комментарий является хорошим вступлением к тому направлению в феминизме, начало которому положили цветные женщины. Это наиболее жизненное и динамичное направление, охватывающее основы радикального феминизма.

В то время как радикальный феминизм, по преимуществу сформулированный образованными белыми женщинами, фокусировался на женских изданиях, - это направление определялось женщинами, которые не хотели (да и не могли) ограничиваться лишь этим. Было бы странно, если бы цветные женщины непреклонно протестовали против одной из форм дискриминации (сексизма), и не учитывали других форм. [JD]

Важнейшей работой в истории феминизма и цветных женщин является антология Глории Анзалдуя и Черии Мараджа. Это уникальный вклад цветных женщин, которые на собственном опыте пережили по крайней мере две формы дискриминации, что помогло им удерживать равновесие и чувство реальности по сравнению с теоретическими формами академического феминизма, возглавляемого образованными белыми женщинами. [ЕЕ]

Индивидуалистический или свободный феминизм

Индивидуалистический феминизм базируется на индивидуалистической и свободной (минимум правительства или анархокапитализм) философии, т.е. философии, которая преимущественно сфокусирована на автономии, правах, свободе, независимости отдельной личности.

Лесбийство

Во-первых, это не обязательно «де факто» часть феминизма. Хотя статус лесбиянки и является сам по себе прямым нарушением традиционных представлений о Женственности, в лесбийстве присутствует множество мнений по поводу субъекта феминизма, как и среди их «обычных» сестер.

Иногда «обычные» женщины прибегают к лесбийству как политическому средству, чтобы отвергнуть мужчин.

Однако, никогда не надо характеризовать всех феминисток как лесбиянок, и также всех лесбиянок относить к феминизму.

Лесбийство и феминизм имеют сходные цели и интересы, но это две совершенно различные группы. [СТМ]

Либеральный феминизм

Это отделение феминизма, которое работает внутри структуры основного потока общества для интеграции женщин в эту структуру. Он тянется корнями еще ко временам Американской Революции. У его истоков стоят Абигаль Адамс и Мэри Волстонкрафт, предлагавшие равные права для женщин. Как это часто случается с либералами, они долго и упорно работают внутри системы, пытаясь добиться каких-либо компромиссов, до тех пор пока некое радикальное движение не сведет все на нет и не отбросит все их компромиссные достижения в сторону. [JD]

Марксистский или социалистический феминизм

Марксизм признает, что все женщины подвергаются притеснениям и приписывает их капиталистической и частно-собственнической системе. Таким образом, делается вывод, что есть только один путь положить конец притеснениям женщин - сломать капиталистическую систему. Социалистический феминизм - результат соединения марксизма с радикальным феминизмом. Эхолс описывает социалистический феминизм, как результат брака между марксизмом и радикальным феминизмом, в котором марксизм выступает доминантным партнером. [JD]

Материальный феминизм

Движение возникло в начале 19 века для освобождения женщин путем улучшения материальных условий их жизни. Это значит снять с женских плеч тяжелое, непосильное бремя домашней работы и стряпни. [RZ]

Умеренный феминизм

Ответвление феминизма, которое популярно у молодых женщин, а также у женщин, которые прямо не испытывают на себе дискриминацию. Ближе всего умеренный феминизм связан с либеральным, но при этом в некоторых вопросах разделяет позицию радикалов. [СТМ]

"Поп-феминизм"

Этот термин появился некоторое время назад и определяет вид феминизма, призывающий подавлять мужчину, держать его под каблуком и отвергать неправоту женщин. Сомнительно, что такой карикатурный вариант действительно существует, но еще много людей упорно пытаются относить всех феминисток к этой категории. [СТМ]

Радикальный феминизм

РФ – это оплот теоретической мысли в феминизме. Радикальный феминизм дает фундаментальную основу "оттенкам феминизма". Радикальный феминизм действительно подводит почву под многие идеи феминизма, которые впоследствии формируют пути для развития других видов феминизма. [СТМ]

Радикальный феминизм появился приблизительно с 1967-1975 г.

Этот термин относится ко времени феминистского движения, которое выросло из движения за гражданские права и мир в 1967-1968 г. Причиной, по которой эта группа получила название «радикальной», является убежденность, что дискриминация женщин – самая основная форма притеснения, проходящая через все расы, культуры и экономические классы. Это движение имеет своей целью социальные изменения, достаточно революционные по своей сути. [JD]

По иронии судьбы, это «докопавшееся до сути дела» движение является наиболее непоследовательным направлением феминизма. В этом его сила, но и его слабость. РФ был всегда движением динамичным, полным как разногласий, так и идей. Его влияние было заметно в формировании других течений феминизма, также как и в обществе в целом. [JD]

Вопрос о гендерных ролях является основным для радикального фемнизма. Радикальный феминизм, в первую очередь, ставит вопрос, почему на основе биологических различий мужчины и женщины должны усваивать определенные социальные роли. Радикальный феминизм попытался разграничить биологически-детерминированное поведение и культурно-детерминированное поведение, чтобы освободить и мужчин, и женщин (насколько возможно) от их прежних узких гендерных ролей, [ЕЕ]

Наилучшим историческим документом этого движения является книга Эсхола «Отвага быть плохим». Другая превосходная книга называется просто «Радикальный феминизм» под редакцией Анне Каэдф, широко известной радикальной феминистки. [ЕЕ]

Сепаратистки

Общепринято и неверно изображать сепаратисток как лесбиянок. Сепаратистки – это феминистки, которые проповедуют отделение от мужчин; иногда абсолютное (тотальное), иногда частичное. Женщинам, которые организуют мероприятия «только для женщин», часто несправедливо приклеивают ярлык сепаратисток. Идея сепаратизма заключается в том, что отделение от мужчин дает возможность женщинам увидеть себя в другом контексте. Многие феминистки, как сепаратистки, так и не являющиеся ими, думают, что это необходимый первый шаг, имея ввиду временное отделение для личностного роста, но не хроническое одиночество. [СТМ]

Существуют нечто общее между сепаратистками и культурными феминистками. [SJ]

Ошибочно считать всех лесбиянок сепаратистками. Это правда, что они не общаются с мужчинами для сексуального взаимодействия, но это неправда, что они из-за этого автоматически исключают все виды общения с мужчинами. И, обратное утверждение, равно неправильно считать всех сепаратисток лесбиянками. К тому же, феминизм лесбиянок может считаться категорией, отличной от сепаратистского феминизма. [СТМ]

Лесбиян-феминизм делает основной акцент на активную связь с женщинами» в отличие от сепаратизма – с его акцентом на прерывании коммуникативных связей с мужчинами. [ЕЕ]

Мужские движения (Материалы были предоставлены Дэйвом Гроссом)

М ожет показаться странным идея включения нескольких заметок о мужских движениях в описание феминизма. Тем не менее, многие из этих движений начинались как реакция на феминизм: некоторые вдохновлены им, другие противостоят. В этом контексте рассматриваемые мужские движения рассказывают о некоей специфичной реакции мужчин на феминизм. [СТМ]

Большинство мужских движений, датируемое историками, возвращает нас к ранним 70-ым. В 1970, ссылаясь на Энтони Астрахан ("Как мужчины чувствуют" стр.291), первый мужской центр открылся в Беркли, Калифорния) и журнал "Либерейшн" напечатал статью Джека Сойера, озаглавленную "О мужской свободе".

В 1975 появляется книга Марка Фейгана Фастау "Мужская машина", о которой Глория Штайнем пишет во вступительной статье: "Эта книга является комплиментом феминистской революции, и она написана не женщиной-писательницей. И это уже следующий этап революции."

Но пересмотр гендерной роли мужчины, конечно, предшествует 70-ым. Как заметила Майрон Брентон в книге "Американский мужчина": "когда положению женщины стало уделяться такое напряженное внимание, то внезапно и весь мир начал рассматриваться сквозь призму феминизма".

Подобная цитата, прекрасно могла бы принадлежать Уоррену Фарреллу в 1990 году. Однако, она была опубликована в 1966. По своему духу книга Майрон Брентон была дружелюбна по отношению к мужчинам, но одновременно включала про-феминистское исследование сексуальной роли мужчины. С нее началось изображение мужского начала как опасного и разрушительного и физически, и эмоционально для самих мужчин.

Эта же тема легла в основу работ Фастью, Гольдберга и Фаррела в 70-е годы. Еще в ранние 60-е Р.Ф.Даул, сформировавший одну из мужских групп, боролся за реформу развода (движение Борцов за Шумный Развод, прямым продолжением которого стала Ассоциация "За Права Мужчин", существующая с 1973 года).

Барбара Эхенрейх в "Сердцах мужчин" проследила динамику мужского движения от его истоков до настоящего момента. Она считает, что мужской мятеж против этики "победной бороды" особенно ярко выразился в последние годы. "Коллапс старой этики начался еще до возрождения феминизма, и именно он дал начало "второй волне" феминизма", - стр.12. Далее она пишет: «Самое смешное...что правое антифеминистическое крыло, возникшее в 70-е годы, направлено не столько против феминизма, как против мужского бунта», – стр.13. "С середины до конца 50-х (она прослеживает и еще более ранние годы), это противостояние стало злободневной темой."

Журнал «Плэйбой», впервые опубликованный в 1953 году, еще в начале 60-х предлагал «выработать связную последовательную программу мужского протеста» против однобокого понимания мужчины только как самца, исполняющего сексуальную роль (Философия Плэйбоя), и выдвигал лозунг гетеросексуальности.

«Движение за Человеческий Потенциал» также поддержало изменения в жизни мужчины; война во Вьетнаме дискредитировала образ мужественности; в 60-е контркультура признала андрогина; вторая волна женского движения дала толчок для критики гендерных ролей; группы свободных геев дифференцировали себя среди гетеросексуалов, предлагая и «нормальным» мужчинам изменить свои роли без обвинения в гомосексуализме – так можно в двух словах описать генезис мужского движения.

Это движение с самого начала было разбито на лагеря, разделенные по идеологии и потребностям участников. Из него можно выделить следующие группы:

Мужское феминистическое движение

Включает различные группы, идеологически очень близкие феминистическому движению. Они придерживаются взгляда, что мы живем в патриархальном обществе, в котором мужчины являются угнетателями женщин, и что мужское движение должно выявить и ликвидировать это угнетение. Большинство групп Мужчин Против Насилия (Men Against Rape) подпадает под эту категорию.

Крупнейшая группа мужчин-феминистов состоит в Национальной Организации Мужчин Против Сексизма (бывшая Национальная Организация за Изменение Мужчин).

Их позиция изложена в таких публикациях, как: «Измененный Мужчина» в журнале NOMAS, и следующих книгах: «Освобожденный мужчина» Уоррена Фаррелла, «Мужская машина» Марка Фегана Фастау, «Большинство из 49%», изданной Деборой Дэвид и Робертом Бранноном, и «Отказывающиеся быть Мужчиной» Дж.Сталтенберга.

Многие члены движения мужчин-феминистов подозрительно относятся к тем, кто занят в мужских политических делах без немедленного исключения патриархального стиля в политической деятельности.

Вопрос об у регулировании несправедливых разводов, случаев опеки над детьми и тому подобное являются для них не более чем уловкой, – по мнению Дж.Дойла («Секс и Гендер» стр.341), – с помощью которой они стараются сохранить вечное доминирование своего мужского статуса в обществе».

Как и следовало ожидать, среди феминистов и феминисток происходит много споров о правомерности или истинных задачах таких групп. Открытый вопрос о мужчине-феминисте, особенно тот, который не согласуется с аспектами «традиционного феминизма», вызывает много дебатов. Некоторые обвиняют их в потакании феминизму, другие – в скрытом умысле, направленном против феминизма.

Одни женщины-феминистки не согласны с тем, что мужчины могут быть феминистами .другие доказывают, что нет ничего препятствующего тому, чтобы и мужчины участвовали в феминизме, а некоторые говорят) что нужно просто знать, что есть женщина, а необязательно быть ею, чтобы понять, что такое феминизм. [СТМ].

Движение за мужскую свободу

Другие названия: Маскулинистское Движение, Движение за Права Мужчин. Эти объединения, сходящиеся с феминистами в некоторых аспектах (права геев, убежденность в необходимости равных возможностей на рабочем месте, и т.д.), однако, не считают, что мы живем в патриархальном обществе, где мужчине отведена роль угнетателя, а женщине – угнетенной.

«Мои мысли привели меня к выводу о том, что мужчины как класс не притесняют женщин как класс. Равно я не верю, что женщины как класс угнетают мужчин как класс. Скорее я чувствую, что женщины и мужчины совместно приложили руку для развитии современных женских и мужских сексуальных ролей. Обе эти роли (имеют они преимущества, или недостатки) существенно связывают природу и тех, и других, тормозят их рост, а в случае мужчин, ускоряют физический конец», – Рихард Хэддэд «Концепции и обзоры мужского освободительного движения».
Среди феминистов общепринята оценка Движения за Мужскую Свободу как реакционного или традиционного, но, по-видимому, оно не подвергалось внимательному изучению.

Фред Хэуорд высказывает этот взгляд в своей заключительной речи на Национальном Мужском Конгрессе в 1981 году: «Мы не должны препятствовать женскому движению – мы должны ускорять его...Мужская свобода – это не ответный удар, и нет таких традиционных сексуальных ролей, которые мне хотелось бы вернуть...»

«Мы должны относиться с полным доверием к серьезности женских проблем и быть готовыми работать для их разрешения. Но если женщины не вернут своего расположения, – то это они являются сексуальными свиньями. Это они реакционны. Когда я смотрю на феминизм сегодня, я не хочу присваивать им клички – я просто хочу сказать, что это блеф, обман».

Мифопоэтическое мужское движение

Представителей этого движения можно увидеть по телевизору или в журналах, одетых в маски и потягивающих рюмочки спиртного. Роберт Блай – «отец» этого движения говорит так: «Сегодня по всей стране я сталкиваюсь с феноменом, который можно было бы назвать "мягкими мужчинами". Их не интересуют события на Востоке, или развязывание войны, или работа в корпорациях. В их стиле жизни и общем настрое есть нечто, что они предпочитают непосредственной жизни. Но нечто ошибочное. Большинство из них несчастливы. Им не хватает жизненной энергии. Они защищаются от жизни, но не творят жизнь».

«Сегодня мужчины теряют свои права и страдают – молодые мужчины особенно. Но уже стольким из нас досталось от их женской половины) что мы готовы приветствовать дикого необузданного мужчину и применить его власть и темную силу» (из интервью с Кейсом Томсоном ноябрь/декабрь 1989).

Эти разговоры о «темной силе» кое-кого страшат, в том числе и бывшую жену Блайя, которая сравнивает это движение с фашизмом: «Мужское сепаратистское движение является пугающим. Сепаратизм, культивирование чувства превосходства – те мужские оковы, которые обычно приводят к регрессу».

Более общей реакцией со стороны на такие группы являются изумление и осмеяние. «Их слова выдают симптомы психического расстройства в клинической форме», – писал Джон Тевил. Однако, удивляет количество журналов, книг, брошюр и т.д., связанных с мифопоэтическим мужским движением. Согласно данным Читательского Рынка, в 1991 г. «Железный Джон» по количеству проданных экземпляров был лидером среди бестселлеров. «Что меня интересует - так это возвращение к мифологии, и особенно - важность инициативы... Меня не особо интересуют заявления мужчин по поводу их прав и нападки на женщин. Меня также не интересует национальное мужское движение» (цитата Роберта Блайя, Балтимора, октябрь 1990 г.).

Итак, это движение в большей степени духовное, нежели политическое, хотя и трудно понять, за что, собственно, стоят эти люди. Но если вам хочется все-таки попытаться, попробуйте повнимательнее вчитаться в удивительный бестселлер Роберта Блайя «Железный Джон».

Новые традиционалисты

Об этой организации известно немногое. Внешне она, кажется, напоминает группы За Мужскую Свободу, но подспудно самой существенной является обида на разложение старых половых ролей. Некоторые открыто говорят, что женщина не ровня мужчине и должна сидеть дома с детьми. Вам, возможно, приходилось читать такие высказывания типа «мужской плеткой бы по заду».

Отцовское движение

Группы, примыкающие к этому движению, незначительно отличаются от движения «За Мужскую Свободу». По сути, отличие заключается лишь в том, что эти группы интересуются только сообщениями по поводу реформ бракоразводных процессов, и совершенно игнорируют темы, связанные с насилием по отношению к мужчинам, правами геев или набором в армию.

В обсуждении участвовали: Эллен Едес [ЕЕ]; Давид дез Джардинз [DdJ]; Джим Дайер [JD]; Томас Грамстад [TG]; Ребекка Гримтер[RG]; Стаc Джонсон [SJ]; Руди Залесак [RZ], Дэвид Гросс [DG] (ему принадлежит информация, касающаяся мужского движения). Синди Титгл Мор [СТМ] Статья опубликована во втором выпуске Бюллетеня ЖИФ за 1993 год
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments